ВНИМАНИЕ! На фрагменты книг и иной материал этого сайта, полностью распространяются авторские права. Никакая часть опубликованного материала не может быть воспроизведена без ссылки на автора: Людмилу Голубовскую
Нельзя покоряться страданию, нужно быть дерзновенным в усовершенствовании добра ...
Будда – о преодолении страдания, из книги Е. Рерих «Основы буддизма».
Более двух с половиной тысяч лет назад путь к избавлению от страданий открыл Гаутама Будда. Его сердце, преисполненное любви к миру, требовало от него найти путь к преодолению страданий. И он его нашел!
Будда учил человечество Благородному Пути Восьми Ступеней, который и сейчас является актуальным. Этот Путь помогает всем нам добровольно следовать своей собственной эволюции:
«Перестань отождествлять себя с материальными вещами и со своими желаниями; обрети правильное чувство ценности; прекрати рассматривать собственность и земное существование как основополагающе важные; следуй Благородному Восьмеричному Пути, который есть Путь правильных отношений – правильных отношений с Богом, правильных отношений со своими братьями – и так будь счастлив» (Учитель Тибетец).
Большую часть страданий человек может избежать, если сформирует у себя правильное отношение к собственности и к земной жизни. Человечество в целом пока что еще слишком привязано ко всему, что связано с его физической жизнью – телу, дому, еде, деньгам, вещам, а также к тому, что является значимым для его астрального и ментального тел – отношениям с другими людьми, любви, уму, способностям, свободе, власти и т.д.
Рассмотрим подробнее, что же предлагал Будда в качестве Благородного Пути Восьми Ступеней:
1) Правильные Ценности
2) Правильное Устремление
3) Правильная Речь
4) Правильное Действие
5) Правильный Образ Жизни
6) Правильное Усилие
7) Правильное Мышление
8) Правильный Восторг или Счастье
На первом месте стоят Правильные Ценности. Человек должен обрести правильное чувство ценностей, в основе которых лежат ценности духовные. О том же самом говорил и Христос: «Где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Мф. 6:21). «Не жизнь, не богатство и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти» (Е. Рерих, «Основы буддизма»).
На втором месте Будда расположил Правильное Устремление. Понятно, что основное человеческое устремление должно быть в направлении духовного бытия. А только вот – как правильно к нему стремиться? Одни люди считают духовным путем отказ от всего земного, а другие – желают получить от духовного максимум земных благ. Ни то, ни другое НЕ «работает». Правильным путем будет умение владеть земными богатствами НЕпривязанно и для пользы всех.
На третьем месте находится Правильная Речь. Действительно, сегодня уже общепризнанно, что речь человека влияет на то, что с ним происходит. Правильная речь должна быть БЕЗ сленга, БЕЗ слов-паразитов, БЕЗ слов, обозначающих трагедию, насилие и смерть. Также очень важен предмет речи, то есть то, о чем человек говорит. Правильным будет НЕ говорить о себе, НЕ говорить о других и НЕ рассказывать другим о своих повседневных делах.
Большинство современных школ мысли выступает за правильную речь. Учителя Мудрости призывают нас: «Говорите только с тем, чтобы передать энергию любви» (Учитель Тибетец).
На четвертом и пятом местах находятся Правильное Действие и Правильный Образ Жизни. Это то, о чем Христос говорил: «Вера без дел мертва». От человека, стремящегося быть духовным, требуется реализация его духовного пути на практике, в физическом мире.
Шестое место занимает Правильное Усилие. Правильное действие, о котором говорится в пятом пункте, может быть произведено только тогда, когда усилие, прикладываемое в направлении действия, является соразмерным.
Будда объяснял: «Для того, чтобы струны ... издавали гармонический звук, не следует их слишком натягивать или ослаблять. Подобно этому каждое усилие, если оно чрезмерно, кончается бесплодной затратой сил; если недостаточно, оно обращается в пассивность. Упражняйтесь в соизмеримости, соблюдайте точную меру в напряжении и устанавливайте равновесие ваших способностей» (Е. Рерих, «Основы буддизма»).
На седьмом месте стоит Правильное Мышление. Оно очень важно, так как именно мышление подталкивает человека к определенным поступкам, плохим или хорошим. Любой поступок является следствием мышления.
«"Из трех видов действия, – говорил Будда, – наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль”. С момента возникновения решения зла человек уже виновен – выявлено ли оно или нет. “Главный элемент во всем есть мысль. Превыше всего – мысль. Все совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобной мыслью, страдание сопутствует ему ... . Если человек говорит или действует с благою мыслью, счастье следует за ним ...”» (Там же).
Правильное мышление – позитивно и альтруистично. Правильное мышление также включает в себя постоянное размышление о Божественном.
На восьмом месте расположен Правильный Восторг, или Счастье.
Будда учит НЕ привязываться к земным ценностям и НЕ испытывать громадного счастья от обладания земными вещами. Также и высшие духовные переживания (Нирвана) НЕ должны быть самоцелью. О тех своих учениках, кто отделялся, о «слишком уединяющихся, Будда говорил: “Одинокая жизнь в лесу полезна для того, кто следует ей, но она мало способствует благу людей”» (Е. Рерих, «Основы буддизма»).
Более, чем собственное достижение освобождения, блаженства, нирваны – Будда ценил общее благо.
Также он говорил, что правильный восторг или счастье заключается в том, что любая радость должна быть умеренной, спокойной. Правильный восторг – вытекает из духовной основы бытия. То бесстрастие, которого так боятся западные люди, контактируя с буддизмом – это совсем НЕ требование стать «истуканом». Но «бесстрастие означает достижение такого состояния сознания, когда налицо равновесие, при котором не преобладают ни удовольствие, ни боль, так как они вытесняются радостью и блаженством» (А. Бейли, «Посвящение: Человеческое и Солнечное»).
Некоторые современные люди, считающие себя эзотериками, говорят мне: «Вот вы учите нас тому, что правильно или неправильно. Но на самом деле – нет ничего правильного и нет неправильного».
Я всегда считала такой подход ложным, оправдывающим насилие и преступления. На самом деле человек может вести себя как правильно, так и ошибочно. Требуемое духовными силами от человека поведение, описанное в этих восьми правилах, твердо говорит нам о том, что счастье можно создать, лишь ДЕЙСТВУЯ ПРАВИЛЬНО во всех сферах жизни.
В учении Будды, как пишет Елена Рерих в книге «Основы буддизма», мы «нигде не видим непротивления злу, везде действенное обличение и прекращение зла.