ВНИМАНИЕ! На фрагменты книг и иной материал этого сайта, полностью распространяются авторские права. Никакая часть опубликованного материала не может быть воспроизведена без ссылки на автора: Людмилу Голубовскую
Существует мнение, что новорожденный ребенок — это чистый лист, на котором что запишут, то и будет. Однако даже врачи и медсестры в роддомах замечают, что дети с самого рождения различаются, они все — индивидуальности.
Это подтверждает теорию реинкарнации. Выше уже говорилось о том, что ребенок тщательно выбирает себе родителей, чтобы они обеспечили ему подходящее тело.
Но не только тело родителей он «надевает на себя», но и их восприятие мира. В этом ребенок действительно является белым листом, и записи на этом листе делают те, кто его воспитывают: родители, бабушка с дедушкой, учителя и т.д. Объясняя малышу, что хорошо и что плохо, что делать, а чего не делать, они фактически создают его мировоззрение. Правда, в некоторых вопросах он упорно стоит на своем, и порой вещи, которым его пытаются научить, никак не вкладываются в его сознание. В других же сферах, наоборот, ему удается оставить родителей далеко позади.
В одной семье, где родители были зацеплены за нравственность, все время шли разговоры о том, кто, что и где украл. Пятилетняя же девочка, когда вышла на улицу, спросила у соседки: «Тетя Валя, а у вас доски краденые?». Результатом был рейд разгневанной соседки к ее родителям с чеком из лесхоза. У этой девочки на много лет остался в восприятии мира миф о том, что все люди — воры.
Если родители зацеплены за вещи, деньги, в семье ребенок слышит бесконечные разговоры о материальных ценностях и о том, кто, что, где купил, какого качества и сколько стоит, тогда в его восприятии мира может заложиться мнение, что материальный аспект жизни — самый важный. А если в семье все время разбираются недостатки других, «перемываются всем косточки», негативное восприятие мира может разрастись, и постепенно ребенок научится в себе и в людях видеть только плохое, вырастет очень критичным.
Вспомните высказывание: «Впитать с молоком матери». Та атмосфера, в которой живет ребенок, оказывает большое воздействие на то, как он воспринимает мир. В его представлении жить так, как живут его родители, — естественно. Я употребила слово «атмосфера». Ребенок «дышит» воздухом семьи, ее интересами, разговорами в ней и тем, что его папа и мама конкретно делают.
Положительная сторона этого — в том, что таким простым и естественным образом ребенок осваивается в сегодняшней человеческой цивилизации. Отрицательная сторона — во впитывании и усваивании зацепок родителей.
Разберем случай, когда родители зацеплены за способности. Тогда они все время будут восхищаться способностями других и пытаться обучить малыша всему, в чем бы только он мог преуспеть. Это родители, которые упорно тащат своих малышей на танцы, музыку, спорт, в различные кружки и секции. Хорошо, если ребенку это нравится и идет на пользу. В некоторых случаях ребенок настолько перегружен таким «марафоном развития способностей», что это может отразиться на физическом и психическом здоровье.
Кроме того, родители могут не угадать, какие именно способности должны развивать их дети. Одна девочка, которая поздно стала говорить и которая чувствует себя лучше не «в мире», а в своем теле, с радостью ходит в танцевальный кружок. Магия движения тела все больше и больше занимает ее, при этом девочка становится все менее чувствительной к окружающему миру, к людям, вещам и делам, которые происходят вокруг нее. Для гармоничного воспитания этой девочки лучше развивать в ней другие способности, которые компенсируют ее погруженность в тело.
Те способности, которые уже достаточно хорошо развиты в прошлых воплощениях, ребенок обычно проявляет и в этой жизни. Однако если в программе Души — развитие других, еще не освоенных способностей, то бывают случаи, когда вдруг, необъяснимо, без всякой видимой причины, закрываются способности или же возникают болезни или необъяснимые обстоятельства, препятствующие занятиям. С таким поворотом Души ребенка к новым задачам связаны «провалы» детских карьер: ребенок так много обещал в какой-либо области, занимал первые места на соревнованиях и конкурсах, потом вдруг это все внезапно заканчивается.
Если родители зацеплены за идеальный образ человека, то они могут ребенка все время ругать, дергать и наказывать, пытаясь добиться от него идеального поведения, что может вызвать у него чувство никчемности и создать всевозможные комплексы.
Как же нам этого избежать? Для начала задаться вопросом: «Находится ли наш образ жизни и мыслей в соответствии с космическими законами?» Если ответ будет неутешительным, следует захотеть измениться с тем, чтобы наши мысли, чувства и действия космическим законам соответствовали. Это не может произойти мгновенно, но теперь мы хотя бы узнаем, где, в какой сфере наша душа обязана трудиться. Бесполезно требовать от детей того, что мы не умеем или не делаем сами.
Если у вас возникло чувство вины, что вы неправильно воспитывали (воспитываете) своих детей, то лучше отодвинуть его в сторону. Чувство вины не поможет вам устранить свои ошибки, а лишь только усугубит их. Исправьте то, что еще возможно.
Если же какие-то ошибки исправить нельзя, тогда почаще представляйте, визуализируйте, что Бог, эволюция, однажды откорректируют ваши пробелы в воспитании.
Кроме того, наши дети для этого и пришли в нашу семью, чтобы мы их воспитали так, как именно мы способны их воспитать. Так что даже если наши родители воспитывали нас неправильно или мы воспитываем своих детей неправильно, чрезмерной вины за это ни у кого нет. Абсолютно правильное воспитание детей едва ли возможно для нас, так как мы находимся в плену негативов или зацепок. Бессмысленно ругать себя за родительские ошибки и неумение. Лучше спросите себя: «Что я сейчас, сегодня, могу (с моим уровнем подготовки, ума и других возможностей) сделать, чтобы мой ребенок развивался правильно?».
Каждый человек, пока он воплощен на земле, имеет недостатки или зацепки. Более того, именно своими зацепками мы держимся за наше физическое тело и земную жизнь. Те люди, которые стали настолько совершенными, что избавились от зацепок, воплотиться на земле уже не могут: они настолько чисты, что не в состоянии удержать плотное тело. Говорят, что когда запланировано свыше великому Учителю прийти в земное воплощение, ему придается и какой-нибудь недостаток, чтобы он мог им «ухватиться» за свое земное тело. «Невинные» наши дети также приходят с кармическим грузом прошлого.
Самое важное в искусстве воспитания — это постараться понять, что нашим детям на самом деле требуется, и дать им это. Советую вам обратиться к соответствующей педагогической литературе и, если требуется, к психологической поддержке специалистов, уровень подготовки которых в наше время достаточно высок.
Например, сейчас уже все детские психологи и высоко квалифицированные педиатры подчеркивают важность необусловленной родительской любви. То есть следует любить детей не за то, что они хорошие, примерные, послушные, а просто так. Отсюда правильная оценка поступка ребенка будет звучать не «какой плохой мальчик — испачкал вареньем ковер», а «какой плохой поступок — испачкать вареньем ковер». Чувствуете разницу?
Если ваш ребенок плохо себя ведет, попробуйте осознать, что вы все равно его любите. Вы можете даже попробовать сказать ему об этом. Вот пример из жизни: десятилетняя девочка не хочет делать уроки, идти в школу. Ее состояние на грани истерики, ребенок провоцирует родителей на скандал. Мама же, невзирая на фокусы дочери, говорит ей спокойно и ласково: «Я все равно тебя люблю». Дочь сначала запускает тетрадку в стену, потом успокаивается и садится за уроки.
Один духовный учитель — Виталий Евгеньевич Черкасов (сейчас живет в Австралии) — воспитывает своих четверых детей с самого маленького возраста по принципу свободного выбора. Маленький ребенок пока еще не может предвидеть последствия своих поступков, поэтому родители объясняют ему, какое действие к чему может привести, а затем предоставляют ребенку право выбрать, что делать. Только теперь, выбирая действие, он знает, что он выбирает.
Мама с пятилетней дочерью собрались в цирк. На дороге — «аппетитная» лужа с грязью, и нарядная девочка не может пройти мимо. Мама объясняет ей: «Если ты обойдешь лужу, то мы пойдем в цирк смотреть зверей и красивое представление, а если выберешь лужу, то после того как ты по ней протопаешь, мы пойдем домой и ты будешь стирать свои платьице, носочки и будешь мыть туфельки. Теперь ты все знаешь, выбирай сама, как тебе поступить». Девочка выбрала лужу. После прогулки по грязи она моет и стирает. И тогда в ней рождается понимание того, что цирк был бы лучше. С того дня обаяние лужи для девочки явно померкло.
Другой пример: в семье два мальчика — двух и девяти лет. Когда маме требуется уйти по делам, старший сын присматривает за малышом, и это всегда источник напряженной ситуации в семье. Он мечтает побегать на улице с ребятами, а тут надо сидеть с маленьким братом. Он злится, ссорится с мамой и остается в няньках очень рассерженным.
И вот мама пробует новый метод, метод выбора. «Если ты посидишь с братом, я смогу сходить на прием к врачу, если же ты решишь пойти гулять, то мне не сделают процедуру. А ты выбирай сам, что тебе делать». Мальчик, сердито хлопнув дверью, уходит. Он доходит только до лифта, а потом возвращается: «Ты иди, а я посижу». Но это уже сознательный выбор.
Метод свободного выбора неприменим, когда ребенок может причинить себе значительный вред ложным выбором. Например, если маленький ребенок движется к горячей плите или утюгу, вы сначала оттащите его от источника опасности, а уже потом будете пускаться в объяснения. При этом тоже не следует сильно акцентировать возможные несчастья. Если ребенку в ярких красках объясняют, что с ним может случиться, в его восприятии может утвердиться вера в то, что мир — опасная «штука».
Никуда не годится такой метод «расписывания всевозможных несчастий», которые могут приключиться с ним, если он не послушается маму или папу: «Если ты не оденешь шапку, то простудишься и попадешь в больницу», «Положи нож, а то порежешься» и так далее. Ребенок послушается вас, но в его восприятии может заложиться образ страшного, пугающего и опасного мира. Лучше сказать твердо: «Одень шапку, на улице прохладно», а если он все равно сопротивляется, без раздражения лишить его прогулки. Или: «Положи нож — он острый», и, если ребенок не слушается, просто отобрать нож.
Есть очень хороший способ — отвлечь ребенка, когда он упорствует, стоит на своем, но следует им также пользоваться разумно. Этот метод отлично подходит, если ваш ребенок очень мал, и не всегда годится, если вашему малышу уже исполнилось два года. Важно, чтобы ребенок к определенному возрасту усвоил определенные правила безопасности, освоил дружелюбное отношение к людям, научился не отбирать у других детей и взрослых принадлежащие им игрушки или вещи. Если вы все время будете стараться отвлечь ребенка, когда он делает не то, что вы хотите, то вам придется стать почти что «цирковым артистом», все время отвлекая и развлекая его, а в результате необходимые навыки и нормы поведения он так и не сможет усвоить.
Другой формой неправильного воспитания являются бесконечные дискуссии по поводу необходимых ограничений, налагаемых родителями на ребенка более старшего. Ребенок пытается снова и снова отменить наложенные на него ограничения, он ищет и находит все новые аргументы в свою пользу, и вы снова вступаете в замкнутый круг, повторяя опять свои обоснования, почему ограничение необходимо. Играя в такие игры, вы позволяете ребенку психологически «давить» на вас, устраивая состязания вашей и его воли. В этой ситуации можно попытаться отвлечь его, переключить на другие занятия, которыми вы, возможно, займетесь вместе с ним, либо разрешите ему «подуться» на вас, нимало не обижаясь на него и сохраняя ровное и спокойное к нему отношение.
Если ребенок находится в строптивом подростковом возрасте, то задача родителей — гибко пользоваться инструментами воспитания: «нельзя» и «выбирай». Подсказку родителям, в каком случае использовать какой метод, может дать тонкий анализ реакции ребенка на ваши действия. Бессмысленно доводить отношения до необъявленной войны строгими запретами и приказами.
Неправильной позицией является строго требовать от вашего ребенка самостоятельного четкого исполнения всех обязательств, наложенных вами и обществом на него — чем меньше ребенок, тем менее устойчива его нервная система, психика. Важно вместе с ним делать то дело, которое он обязан выполнить, направлять, помогать, подсказывать и одновременно искать способы и подходы, которые помогут вашему малышу научиться брать на себя ответственность.
Другая серьезная ошибка родителей: позволять детям разрушительное поведение, когда они причиняют вред и боль другим людям или себе. Если такое поведение закрепляется, то останавливать такого ребенка будет его социум: детский сад, школа и т.д., что может быть для него и для других людей источником боли и конфликтов. Современная педагогика однозначно утверждает, что важно родителям всегда твердо останавливать разрушительное поведение детей.
Знакома ли вам сцена, когда совсем крошечный ребенок, сидя на руках, например, у мамы, тащит ее за волосы или пытается ущипнуть ее, а кто-нибудь из домашних его подзадоривает: «Так, наподдай ей!»? При таком воспитании в ребенке может заложиться восприятие, что причинять боль другим похвально.
«Детям необходима помощь, чтобы избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе самим, к обществу. Эта помощь необходима, если мы хотим, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они уважали себя, уважали других, могли нести меру своей социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни» (Генри Паренс, «Агрессия наших детей»).
Ваш ребенок может быть достаточно «положительным», и воспитывать его вам будет в основном легко, а может так случиться, что он сразу обнаружит существенные недостатки или даже будет склонен к порокам. Не сетовать следует тогда родителям, а прилежно приняться за воспитание вашего неидеального ребенка. Ведь кто-то должен его облагораживать, направлять и помогать преобразовываться.
Как садовник работает над тем, чтобы выправить кривое дерево обрезкой и правильным уходом, так и родители стараются, чтобы ребенок с «деформациями» стал ровненьким «деревцем в Божественном саду жизни». Кто-то же должен воспитывать детей, которые не сумели преодолеть эгоизм, злость, жадность, лень или пожелание чужого добра. Первобытные черты должны исчезнуть в человеческом характере, и над этим трудимся мы в себе и в наших детях.
Как нам относиться к своему чаду, если ребенок проявляет настолько отрицательные черты характера или поведение, что они полностью не вписываются в человеческую норму?
Например, мать обнаружила у своей шестилетней дочери страсть к воровству. В гостях девочка пыталась взять все, что только можно было «стянуть», а дома — деньги, в магазине — жевательную резинку и т.д. Мама была в горе, в отчаянии. Исправлению дочери не помогали ни уговоры, ни наказания. Старшая девочка — примерная, никогда в семье подобных проблем не было. Мама пришла ко мне в слезах с вопросом: «Что делать?».
- «Прежде всего, согласись жить со своей проблемой. Тебе Бог дал такого ребенка на воспитание. Следи за ней. Проверяй ее карманы. Объясняй снова и снова, что воровать нельзя. Чтобы ей помочь, важно отбросить стыд, что у тебя такой ребенок. Приходя в гости, предупреждай, что она может украсть. В магазины или не бери ее с собой, или не своди с нее глаз. Учи ее честности снова и снова, хотя бы это было «десять тысяч раз». Не ропщи на судьбу, откажись ненавидеть свою дочь. Просто сделай в этом направлении все, что можешь. Одна моя подруга рассказывала, что в детстве у нее была страсть к воровству, но ее мать так старательно работала над тем, чтобы эту страсть она преодолела, что теперь она ни за что не возьмет чужого. Так я объясняла моей коллеге, и она воспряла духом, ушла с просветлевшим лицом.
Мы увиделись с мамой через несколько месяцев и я спросила, как решается эта проблема. «Все нормально, она перестала воровать».
Важно не завидовать родителям, которым легче воспитывать своих детей, чем вам, и также никогда не следует гордиться, если ваши дети кажутся лучше других. У человечества — общие дети – это все мы.
Ребенок может прийти в вашу жизнь как благословение, а может как бедствие. Однако и тот и другой вариант в чистом виде встречается достаточно редко. Чаще всего в нашей жизни вместе с детьми мы испытываем и радостные и горькие чувства.
Ребенок является своеобразным «зародышем» будущего человека. Как плод в утробе матери проходит все стадии эволюции жизни на земле, так и ребенок за время своего взросления частично повторяет этапы собственной эволюции, которую он прожил в прошлых жизнях. Он может проявлять первобытную дикость и жестокость или пытаться повелевать другими людьми и использовать их.
А. Г. Маслоу так сказал о процессе взросления: «Мало родиться человеком, нужно стать им. В этом смысле младенец только в потенции является человеком, он должен дорасти до человечности, и в этом ему должны помочь семья, общество и культура».